Конструкция и механизм откатных консольных ворот

В воротах главное - практичность

Помимо своей основной защитной функции въездные ворота играют и другую не менее важную роль в обычной повседневной жизни владельцев загородного участка. Ведь практически всё сообщение с внешним миром происходит именно через них.

 

Важно предусмотреть и просчитать все аспекты использования въездных ворот. И это не только ежедневные поездки на автомобиле на работу и обратно. Иногда нужно доставить в дом строительные материалы, топливо для котла или бани, да и просто завезти чернозём на участок. Это всё необходимо предусмотреть заранее.

Часто опорные столбы распашных ворот во избежание их наклона соединяют верхней перемычкой. Стоит учесть, что при открывании распашные створки требуют много места либо во дворе, либо снаружи. Это увеличивает радиус траектории и мешает заезду габаритного транспорта с узкой поселковой улицы. В этом случае весь груз приходится переносить (перевозить) вручную или, если позволяет конструкция забора, разбирать часть его секций.

Более практичной и удобной во всех отношениях конструкцией обладают консольные откатные ворота. Имея необходимый набор неоспоримых достоинств, такие ворота постепенно вытесняют из обихода традиционные распашные. Во-первых, даже створки обычных гаражных ворот достаточно тяжелы и не удобны при открывании, что уж говорить об обладающих большими габаритами внешних воротах. К тому же тяжёлые створки имеют свойство провисать под собственным весом, поэтому монтаж и усиление опорных столбов забора требуют особого внимания. Тут необходимо заметить, что сегодня каркас консольных ворот выполняется из алюминиевого сплава, такая конструкция обеспечивает более лёгкое движение и надёжность в эксплуатации.

Перемещаясь вдоль забора, откатные ворота при открытии полностью высвобождают проём, ничуть не уменьшая полезную площадь двора и не требуя пространства снаружи. Не возникает опасность повредить забор или сам автомобиль. Кроме того, такие ворота удобны в эксплуатации – въезд на территорию после обильных снегопадов ограничивается только проходимостью автомобиля. Благодаря таким преимуществам конструкции откатные ворота и получили широкое распространение.

 

Механическая часть ворот

Сами откатные ворота фактически представляют самостоятельную конструкцию на собственном фундаменте. На нём стационарно смонтированы консольные блоки (роликовые опоры), по которым движется несущая балка, являющаяся опорой для полотна. На столбах забора крепятся лишь поддерживающие скобы, удерживающие полотно от боковых колебаний. На противоположной приводу части устанавливается уловитель, который и обеспечивает надёжное крепление полотна в закрытом состоянии.

Базой, обеспечивающей длительность службы и отсутствие проблем в работе таких ворот является фундамент. Его арматурный каркас изготавливается из стального швеллера и арматуры. Длина швеллера выбирается из расчёта половины ширины планируемого проёма. Рядом с забором выкапывается траншея и заливается бетоном. Верхняя плоскость швеллера определяет это условный «ноль» конструкции ворот. Не рекомендуется делать уровень фундамента ниже уровня дороги, поскольку там может скапливаться вода. Арматурный каркас устанавливается в траншею и выравнивается. Сам швеллер располагают как можно ближе к столбу забора. Тут важна параллельность продольной оси швеллера и линии забора, при этом нужно выдержать горизонтальный уровень.

Поскольку вес полотна достаточно велик, необходимо уделить особое внимание прочности и жёсткости несущего каркаса. Сама конструкция полотна рассчитывается с учётом нагрузок, исключая деформацию полотна в течение всего срока эксплуатации ворот. Лучшая жёсткость ворот задается именно пространственным каркасом. Для его изготовления оптимально использовать стальную профильную трубу. Внутренние диагонали сохраняют геометрию каркаса, без них створка неминуемо просядет если не под весом обшивки, то со временем под воздействием усталостных и эксплуатационных деформаций. По идее, используемый профиль должен иметь правильную геометрию как в сечении, так и линейно. Он должен иметь и достаточную толщину стенки, чтобы сохранить линейность при креплении к полотну ворот на сварку.

Другим важным фактором является качество полотна и его антикоррозийная стойкость. Чаще всего используется профильный лист с полимерным покрытием. Оптимальным вариантом является профлист толщиной 0,5-0,7 мм с высотой профиля 18-21 мм. Меньшая толщина и высота профиля не дают приемлемой жёсткости, а избыточная толщина листа и размер профиля утяжеляют конструкцию. Собственно обшивку каркаса лучше производить после монтажа, поскольку не обшитая рама легче в разы и гораздо удобней в работе.

Одним из преимуществ откатных ворот является то, что они без труда оснащаются автоматическим приводом. Привод подбирается целиком исходя из параметров ворот. Главным критерием является вес полотна. Привод принято выбирать с запасом по мощности порядка 50%.

Причин тут несколько. Во-первых, все рекомендуемые производителями приводов расчёты мощности рассчитаны на то, что створка прозрачная, не имеющая сплошного заполнения. У нас же чаще всего применяют «глухие» створки.

К тому же во время эксплуатации ворот могут происходить изменения геометрии металлоконструкций. Зазоры между рейками на створке и шестерни на приводе тоже могут изменяться. Плюс в наших условиях ворота и автоматика зимой эксплуатируются в более тяжёлых условиях. Всё это и предполагает наличие некоторого запаса по мощности привода.

На самом деле, получаемая разница в цене очень мала. Для бытовых нужд можно выбрать приводы CAME серии BX. Она обладает широким ассортиментом моделей, рассчитанных на разный вес створки от 300 до 800 кг.

Необходимо обратить внимание на функции безопасности. Привод должен обладать фотодатчиками, которые останавливают створку при её закрывании, если в зону действия попадает машина или человек. Также привод должен обладать функцией автоматической разблокировки, которая позволяет открыть ворота вручную при отсутствии электричества или возникновении других неполадок.

Даже если установка электропривода пока не планируется, рано или поздно этот вопрос всё равно возникнет. Лучше озаботиться этим на этапе строительства, чем потом ломать мощение, копать клумбы или сверлить столбы под проводку. Потребуется силовой провод 3x1,5 от электрощита до фундамента для питания и сигнальные провода 6x0,22 HTP для подключения фотоэлементов и 2х0,75 для сигнальной лампы, обычно достаточно 30 м.

Провод укладывается в специальную гофрированную трубу, предназначенную для монтажа подземным способом. Поскольку откатные ворота принято сразу автоматизировать, дополнительные замки и запоры на них не ставят. Однако если, необходимо (хотя бы на крайний случай), на воротах можно закрепить «уши» под навесной замок в районе концевого ролика и улавливателя.

От качества комплектующих зависит количество циклов работы основных деталей. Гарантией безотказности, как всегда, является приобретение комплекта комплектующих от надёжного производителя. А итальянские компании делают такие системы уже более 40 лет. Да и, собственно, только профессиональный монтаж обеспечит их долгосрочную беспроблемную работу. Производители рекомендуют хотя бы раз в год производить квалифицированное сервисное обслуживание оборудования, для этого нужно заключить договор с авторизованным техническим центром. Такое регулярное техническое обслуживание не только продлевает жизнь воротам, но и экономит деньги и время на ремонтах.

Автоматические ворота и двери