Геотекстиль для дороги и дорожек на участке

Ни ямы, ни канавы

Использование геотекстиля при обустройстве участка экономически вполне обосновано. И чем тщательнее обустраивается территория участка, тем сохранней будут деньги, чище и суше одежда и обувь.

 

Любая пешеходная дорожка и автодорога построена по одному и тому же принципу. После необходимой планировки местности с участка выбирается грунт. Получившееся «корыто» исходя из требований по несущей способности послойно заполняют щебнем, гравием, песком. Каждый отдельный слой при этом выполняет свою важную роль. В принципе, чем глубже выбирается исходный грунт, чем больше толщина всех слоёв, чем точнее соблюдается технология их укладки — тем качественнее будет дорога. И тем дольше она прослужит.

При ответственном подходе к дорожному строительству, как правило, выполняется весь необходимый комплекс работ. Для второстепенных же дорог технологию часто до предела упрощают. На кое-как выровненное основание отсыпается щебень, немного выравнивается — и готово. Добавление гравия позволяет получше уплотнить покрытие. Но всё это не спасает от регулярных ремонтных работ. А в некоторых местах ремонт дорожного полотна требуется и после каждого серьёзного дождя. В чём причина?

Основной разрушающий фактор, как и всегда, вода. На влажных почвах под воздействием нагрузок от проходящего транспорта происходит вдавливание и проседание щебня в мягкий грунт. Кроме того, из песчаной прослойки вымывается песок, который с потоком воды проникает в слой щебня.

Мелкие частицы грунта под её воздействием более интенсивно просачиваются в насыпное основание. В результате образуется обладающая большой плотностью грязекаменная смесь, которая уже не способна выполнять дренажную функцию и отводить лишнюю воду. Основание дороги начинает напоминать пористую губку, впитывая всё большее количество влаги. В результате зимой этот слой расширяется при замерзании.

Снижается несущая способность дорожного полотна и в итоге происходит его разрушение. Брусчатка и плитка, которые со временем вместо хорошо отводящей воду песчаной прослойки оказываются на такой поверхности, начинают что называется «бухтеть». Появляются провалы и лужи.

Минимизировать наносимый водой вред и снизить риск разрушение дорог позволяет геотекстиль. Геотекстиль разделяет и армирует все слои насыпного основания, не допуская их смешивания и взаимопроникновения. При этом его высокая фильтрующая способность позволяет прекрасно отводить воду.

Геотекстиль используется и при обустройстве садовых дорожек, парковок и подъездных путей к гаражу, внутренних двориков. При его использовании подстилающий слой дорожного покрытия и грунт не смешиваются. Компенсируется динамические и статические нагрузки поверхности. Предотвращается вымывание песка, уложенного под брусчатку или тротуарную плитку. Мощёные поверхности остаются ровными и неподвижными.

Основные свойства геотекстиля

  • Высокий модуль упругости, благодаря которому материал может воспринимать значительные нагрузки и выполнять функцию армирования при относительно малых деформациях.
  • Способность выдерживать большое удлинение при разрыве (в зависимости от плотности материала — до 55%). Таким образом, местные повреждения не приводят к разрушению материала, и он продолжает выполнять свои функции.
  • Высокая фильтрующая способность, обусловленная структурой материала, позволяет обеспечить гарантируемое качество фильтрации под давлением и в условиях сильной вибрации.
  • Химически инертный, экологически чистый материал.

Исполняя роль текстильного фильтра, геотекстиль взаимодействует с подстилающим грунтом и препятствует выносу из него пылеватых частиц не только превышающих размеры фильтра, но и более мелких, за счет самопроизвольного образования грунтового фильтра. Поэтому отжатая в дренирующий слой под воздействием транспорта свободная вода его не заиливает, что приводит к увеличению несущей способности системы «зернистое основание — текстильный фильтр».

Армирующий эффект достигается за счет собственной прочности и высокого начального модуля упругости, перераспределения напряжений в грунте — передачи нагрузки с более загруженных зон на соседние не загруженные участки.

 

«Правильная» и долговечная дорога

Исполняя роль текстильного фильтра, геотекстиль взаимодействует с подстилающим грунтом и препятствует выносу из него частиц. Поэтому отжатая в дренирующий слой под воздействием транспорта свободная вода его не заиливает, что приводит к увеличению несущей способности. Высокая пористость материала обеспечивает свободный пропуск воды как снизу вверх, так и сверху вниз. Армирующий эффект достигается за счет собственной прочности и высокого начального модуля упругости, перераспределения напряжений в грунте — передачи нагрузки с более загруженных зон на соседние не загруженные участки.

При проведении дорожных работ геотекстильное полотно применяют в качестве подосновы для устройства временных дорог и подъездных путей. По той же технологии могут выполняться и работы по устройству внутри поселковых дорог.

Технология работ с геотекстильным полотном проста. В процессе укладки материала особых трудностей не возникает. Слой геотекстиля раскатывают в продольном направлении по всей ширине грунтового основания. Полотна не нуждаются в скреплении, достаточно уложить их с перехлёстом краёв в пол-метра. Поверх материала выполняется отсыпка дорожного полотна. Высокая прочность геотекстиля позволяет не опасаться за качество работ, так как полотно способно выдержать вес движущейся по нему тяжёлой дорожной техники.

Слой геотекстиля выполняет армирующую функцию, компенсируя динамические и статические нагрузки и позволяя перераспределить напряжение в основании насыпи, увеличив тем самым его несущую способность. Колееобразование снижается, а осадка полотна дороги идет более равномерно.

Использование геотекстиля позволяет без какого-либо ущерба качеству снизить расход щебня и песка, сохранив при этом несущую и дренирующую способность основания дороги, существенно сократить сроки работ, снизить стоимость эксплуатации и ремонта. При этом долговечность конструкции только повышается.

 

Долговечная мощеная дорожка

Появляющиеся со временем на мощеных тротуарной плиткой или брусчаткой дорожках и площадках провалы, лужи и наледи дело обычное. Они не только портят внешний вид пешеходной зоны, но и затрудняют движение.

Иногда мощеные площадки испытывают ещё более сильные нагрузки, как это происходит с парковочными площадками, подъездами к участку и гаражу. В этом случае колеи и провалы могут образовываться даже при условии укладки плитки и камня на бетонную подготовку.

В зависимости от планируемой нагрузки грунт вынимается на глубину 20-50 см. Основание выравнивается и утрамбовывается. Первый слой геотекстиля застилается на дно и стенки получившейся канавы так, чтобы оставался запас и его края немного выступали над уровнем земли.

Прямо на полотно насыпается и равномерно разравнивается по всей поверхности слой щебня толщиной около 15 см. Поверх него настилается второй слой геотекстиля. Чтобы песок не проникал в щебень, перехлёст полотен должен быть не менее 30 см.

Поверх геотекстиля производится песчаная отсыпка толщиной порядка 10 см. На неё по традиционной уже технологии укладывается камень или тротуарная плитка. Уложить покрытие можно и на раствор. Такой способ укладки позволяет создать ровную и удобную дорожку, которая прослужит много лет.

Проблема с доступностью геотекстильного материала на сегодня уже решена. И хотя полотно выпускается рулонами длиной по 100 метров, приобрести его можно именно в том количестве, которое и необходимо.