Выбор типа бетонного мощения для дорожек

Топай по хорошему

Мощение дорожек

Было время, когда асфальт практически вытеснил из нашей жизни уютные мощёные улочки и площади. Мы привыкли к безликим дорогам, отличающимся друг от друга лишь количеством ям, трещин и пятен свежего асфальта. Тротуары, аллеи больших парки и дорожки скверов – везде он был уложен.

 

Дорожка из тротуарной плитки

Та бетонная плитка, которую мы видим повсеместно, появилась сравнительно недавно. Первоначальной причиной её распространения явились трудности в приобретении асфальтового покрытия. Однако преимущества бетонной плитки были оценены достаточно быстро.

Сегодня она используется практически везде: для мощения тротуаров, площадок перед магазинами и кафе, на автозаправочных станциях, в парках. Тротуарная плитка радует глаз, создает особое настроение и придаёт территории аккуратный законченный вид.

Важным преимуществом является то, что у плитки множество видов, она может быть различных форм, цветов и размеров. Кроме эстетических качеств в тротуарной плитке важна практичность. Чтобы ее уложить, не надо больших умений и трудов, а служит она очень долго, не взирая на дождь, снег и заморозки.

Там, где асфальт покрывается трещинами от перепада температур и механических воздействий, тротуарная плитка не теряет своей прочности и привлекательности. Даже если кое-где нагрузка оказывается слишком высока, исправить повреждение не составляет большой проблемы. В отличие от асфальта покрытие из тротуарной плитки ремонтопригодно. Это дает возможность без лишних усилий заменить любой из его элементов, отремонтировать находящиеся под землёй трубу или кабель, а затем быстро восстановить покрытие на этом месте.

Отличия видов бетонной плитки

Производится тротуарная плитка двумя способами: вибропрессованием и вибролитьем.

Вибролитьё на сегодняшний день получило более широкое распространение. С его помощью получают плитку самых разных размеров и форм. Однако главное достоинство литьевой плитки оборачивается для неё главным недостатком.

Дело в том, что поверхностный слой вибролитой бетонной плитки состоит из цементного молочка с добавкой пигмента, а основной слой из цементно-песчаной смеси. После укладки плитки при колебании уличной температуры вокруг нуля эти слои, имеющие разную плотность и структуру, по разному ведут себя на расширение - сжатие. Это приводит к появлению внутренних напряжений, проявляющихся растрескиванием и крошением лицевого слоя.

Гладкая поверхность плитки совсем не обязательно говорит о её качестве. Если глянец был получен благодаря введению в бетонную смесь специальных добавок, это одно. Но того же эффекта обычно добиваются путём увеличения количества воды, а это сказывается отрицательно на качестве изделий. Кроме того, даже при значительном расходе высокомарочного цемента зачастую прочность литой тротуарной плитки с трудом укладывается в требования, предъявляемые действующим ГОСТом к истираемости бетона. Определить же качество такой плитки без специальных приборов и оборудования практически невозможно.

При вибропрессовании подобных проблем не существует. Технологический процесс полусухого вибропрессования подразумевает формование бетонного изделия в специальной пресс-форме при одновременном воздействии вибрации и давления.

Бетон, используемый при вибропрессовании, имеет низкое водоцементное соотношение, что обеспечивает более высокую прочность. За счёт вибрации бетонная смесь становится пластичной и равномерно распределяется даже в небольшой по объёму форме. Из-за низкого содержания воды в бетонной смеси, в процессе сушки не возникают внутренние напряжения, тем самым исключая трещинообразование.

Пористая структура дает воде возможность уходить сквозь плитку в основание, поэтому поверхность плитки практически не разрушается. В Европе уже давно перешли на выпуск только вибропрессованной плитки, да и у нас в некоторых городах укладка литьевой плитки в общественных местах уже запрещена.

Помимо тротуарной плитки технология полусухого вибропрессования позволяет производить бордюрные камни и водоотводы, столбики и других элементы благоустройства, а также пустотелые стеновые блоки различной конфигурации.

Качество бетонного покрытия на 90% зависит от технологии укладки тротуарной плитки. Чем лучше подготовлено основание, тем меньше будет усадка и тем большую нагрузку выдержит покрытие. Хорошо подготовить основу сложно, по этой причине укладка и стоит дороже самой плитки.

Каждый из слоев щебня, гравия и песка трамбуют отдельно и прокладывают геотекстилем. Пока его применение не является массовым, однако сильно улучшает качество и срок службы покрытия. Геотекстиль не дает гравию и щебню просесть, песку вымыться, а поверхности зарасти сорняком. Зазоры же между плитками предотвращают скопление влаги и образование луж, являясь естественным водоотводом.